Особенности подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе
Аннотация
В статье рассмотрен один из злободневных вопросов высшей школы – выявить не только особенности подготовки аспирантов к защите диссертаций на соискание ученой степени, но и причины, препятствующие этому процессу. Очевидно, что секрет качества подготовки специалистов сложился задолго до наступления 21 века, претерпев за это время шесть существенных преобразований, которые на сегодняшний не очень способствуют качеству выпуска специалистов. Для внесения предложений по обеспечению качественной подготовки аспирантов для защиты диссертации на соискание ученой степени был проведен анализ нормативных документов Российской Федерации, России и зарубежных стран в части, касающейся порядка поступления и обучения в аспирантуре. Выявлено, что этот процесс имеет отличия как в организационной структуре подготовки научно-педагогических кадров, так и порядке защиты диссертаций. На основании мониторинга причин, влияющих на подготовку аспирантов в высшей школе РФ предложены мероприятия по их устранению.
Об авторах
Л. А. СладковаРоссия
Сладкова Любовь Александровна, профессор, доктор технических наук, профессор
Москва
В. Д. Кудрявцева
Россия
Кудрявцева Виктория Давидтбеговна, заместитель начальника центра подготовки научных кадров, кандидат технических наук, доцент
Москва
Список литературы
1. Подготовка кадров высшей квалификации / [Электронная версия] URL: https://minobrnauki.gov.ru/open_ministry/reception/faq/podgotovka-kadrov-vysshey-kvalifikatsii/
2. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.10.2021 № 951 "Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)" (Зарегистрирован 23.11.2021 № 65943). URL: http://publication.pravo.gov.ru [Электронный ресурс]
3. Большова Н.Н. Аспирантура: опыт университетов Запада. URL: https://mgimo.ru/files2/y08_2010/160572/Aspirantura_Bol6ova.Pdf [Электронный ресурс]
4. Басюк, В. С. Особенности организации подготовки научных и научно-педагогических кадров в России: Исторический опыт и современное состояние / В. С. Басюк, Н.А. Краснощеков // Вестник московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. ФГБОУ ВО МГУ имени М. В. Ломоносова 2023. T. 21 № 4. С. 7-42. [Текст непосредственный]
5. Вохрышева М. Г. Новая модель подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре / М.Г. Вохрышева // Самарский государственный институт культуры, С. 169-174. URL: [Интернет-ресурс]
6. Хохлова Н.И. Проблема подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе / Н.И.Хохлова, Л.Р.Рустамова // Вестник Брянского государственного университета. — 2017. — №4 (34). — С. 335-342. . URL: https://mgimo.ru/library/publications/problema_podgotovki_nauchno_pedagogicheskikh_kadrov_v_vysshey_shkole/8 [Электронный ресурс].
Рецензия
Для цитирования:
Сладкова Л.А., Кудрявцева В.Д. Особенности подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе. Машины и установки: проектирование, разработка и эксплуатация. 2024;(3):10 - 18.
For citation:
Sladkova L.A., Kudryavtseva V.D. Features of the training of scientific and pedagogical personnel in higher education. Machines and Plants: Design and Exploiting. 2024;(3):10 - 18. (In Russ.)